Revit и 2D-армирование?

Друзья! Не успел я к новому году выпустить видеокурс по армированию в Revit. Но у меня есть кое-то получше — 2D арматура!

Подход из этой статьи позволит вам:

  • армировать любые конструкции, с арматурой любой формы;
  • работать с той же скоростью, что в Автокаде, копировать узлы из других проектов;
  • автоматически посчитать спецификацию арматуры, ведомость расхода стали, сделать ведомость деталей;
  • использовать всего одно простое семейство, без плагинов или специальных шаблонов.

Интересно? Читайте!

Ни для кого не секрет, что 3D-армирование в Revit — штука, мягко говоря, специфичная. Если в Автокаде можно просто накопировать узлов из других проектов, дорисовать линиями, а расход арматуры прикинуть «на бумажке», то в Ревите нужно разложить арматуру по всем конструкциям, а потом ещё и оформлять узлы каждый раз заново — копировать их из проекта в проект нельзя! Ещё и нужно специально обучаться, иметь библиотеку семейств, уметь настраивать шаблоны, Revit начинает тормозить и т.д.

Неудивительно, что многих такой «прогресс» не устраивает: да, круто что всё правильно и оформлено «из модели», но если на проект требуется в два раза больше времени, то можно успеть вручную всё десять раз перепроверить. Понятно, почему многие пробуют воспроизводить в Revit тот же 2D-подход, что был в Автокаде. Я и сам рассказывал про это, например, в своем докладе на Autodesk University 2014 (так, а куда видео пропало?). Можно сделать 2D-семейства «Компонентов узла» в виде Г-шек, П-шек и т.д., и их даже посчитать в спецификациях, «чертежные виды» можно копировать из проекта в проект, сложное обучение не требуется, Ревит не нагружается тысячами элементов.

Но, на мой взгляд, главная проблема «2D-подхода» — когда одну и ту же деталь нужно показать «с разных сторон». Например, вот мы смотрим на П-шку, и на разрезе она выглядит как П, но на виде сбоку — просто как линия:

В 3D понятно, что это был бы один объект, на который мы смотрим с разных сторон. Но в 2D это будут два отдельных не связанных друг с другом элемента, и надо будет как-то указать Ревиту, что это одно и то же — например, когда будем маркировать детали.  Кто-то пытается это делать через плагины, или заполнение через спецификации. Да и тоже остается потребность в семействах (2D-семейства часто сложнее чем 3D). Развивая идею, закономерно приходишь к идее, что надо просто моделировать в 3D.

Но что, если пойти от «2D семейств армирования», наоборот, к чему-то ещё более примитивному?

Я попробовал воспроизвести тот же подход, который использовал, когда чертил КЖ в Autocad. Информация об арматуре будет храниться в самой «выноске»! Вот как это выглядело в Autocad через СПДС «маркеры»:

А что мне запрещает сделать подобное в Ревите? Можно сделать семейство в категории «Типовые аннотации» и сделать по нему спецификацию. Только надо использовать другой тип — «Ведомость примечаний»:

Я сделал вот такое семейство на основе обычной текстовой выноски. В «Типе» указываются диаметр, длина, номер позиции детали, а в «Свойствах» — расход:

При этом саму «Арматуру» можно рисовать как угодно, даже просто «Линией детализации». Выноску можно поставить и на «вид сбоку», и на разрез, а за счет того, что это один типоразмер, можно будет задать один номер позиции:

Для подсчета спецификации нужно для одного из «маркеров» включить «Подсчет» и заполнить «Ключ». Тут особенность в том, что в некоторых случаях удобно просто указать количество деталей, где-то — длину конструкции, вдоль которой детали будут разложены с шагом (например, пэшки по периметру плиты), а где-то посчитать «фоновую арматуру в погонных метрах». Удобнее всего было бы сделать три разных семейства, но проблема в том, что «Ведомость примечаний» можно сделать только по одному семейству:

Поэтому нужно каким-то образом уложить всё в одно семейство, но будет другая беда — если ввести параметр «Площадь конструкции», то для арматуры «в штуках» этот параметр будет отвлекать. Я решил сделать один «универсальный» параметр — «Ключ». В него можно указать:

  • целое число (например, 7) — это будет деталей 7 шт;
  • число с дробной частью (например, 7.2) — это будет «деталь с шагом 200мм на длину 7м», т.к. 35 шт;
  • тоже 7.2, но включены «погонные метры» — будет «фоновая с шагом 200мм на площадь 7 м².

Звучит сложно, но на деле подсчет очень простой, тот же самый «калькулятор», но не «на бумажке», а в самом семействе:

Далее я сделал спецификации, здесь всё стандартно:

Если поменять «Номер позиции» в одной выноске — она поменяется во всех других выносках этой детали, и конечно в спецификации тоже!

Интересно, что для таких спецификаций не нужны общие параметры, можно выводить именно «Параметры семейства». Будет работать в любом шаблоне.

Сложность есть только в Ведомостью деталей, т.к. «картинку» нельзя поменять из проекта. Надо будет зайти в редактирование семейства, поменять картинку и загрузить обратно с «заменой параметров».

В целом же получается довольно интересно: надо только заранее прикинуть, какой набор деталей у нас будет применяться и заполнить параметры (тут, конечно, надо повнимательнее), а потом просто размещать эти маркеры на видах. Можно размещать как на «реальных» видах (для планов доп армирования), так и на чертежных видах — для типовых узлов.

Сохраняются и другие «плюшки» Автокада, например, можно показывать арматуру «условно» для лучшей читаемости чертежа:

Или сделать «один узел под несколько конструкций» — просто поставить две выноски:

Я сначала делал всё это почти в шутку, но в итоге получилось весьма интересно. Мне кажется, такой подход идеально подойдет для того, чтобы пересадить на Revit его убежденных противников: сохраняется то, в чем Ревит однозначно силен (снимать планы-разрезы из 3D), но и сохраняется Автокадовская простота работы с арматурой. А далее, может, уже и «настоящей» арматурой заинтересуются.

А ещё в очередной раз радует гибкость Ревита: то, для чего в Автокаде были нужны надстройки типа СПДС, в Ревите легко решается стандартным функционалом.

Чуть не забыл, вот файл: яндекс, гугл.

Всех с наступающим новым годом! Курс по армированию в январе точно будет :)